Грядет не только сокращение норм выбросов NOx (оксидов азота), но и пересмотр стандартов измерения. Это настоящий удар по европейским автопроизводителям.
Многие авторитетные эксперты также считают, что с принятием новых правил омологации (тестирование на соответствие стандартам), дни дизельных авто сочтены. Давайте спокойно во всем разберемся...
Дизельгейт
Так назвали скандал, связанный с концерном Volkswagen Group, разразившийся в 2015 году в США. Начался он с того, что EPA (Федеральное Агентство по охране окружающей среды) обвинило автопроизводителя в подлоге. Его смысл состоял в том, что некоторые дизельные автомобили Volkswagen и Audi, проданные в США имели выбросы NOx (оксид азота) в несколько десятков раз выше разрешенных на территории США.
Фольксваген просто обманул сертификационную комиссию EPA с помощью бортового компьютера, который был настроен так, что в момент, когда не крутили руль и не работал датчик ускорения, выхлоп дизельного двигателя был в пределах нормы. В реальных условиях доля NOx в выхлопе увеличивалась в 40 раз. В сорок раз Карл!
Надо ли говорить, что это серьезное преступление. В результате долгих препирательств с госорганами США концерну пришлось признать свою вину. Целая толпа должностных лиц была отправлена в отставку, некоторые из них попали под уголовное преследование, а репутация Фольксваген была подорвана. Мало того, стоимость акций Volkswagen Group упала на 38%.
Скандал коснулся 11 миллионов автомобилей, проданных по всему Миру. Среди них: Volkswagen Touareg, Passat, Jetta, Porsche Cayenne, Audi A6 Quattro, Audi A7 Quattro, Audi A8 , Audi A8L, Audi Q5 и Audi Q7. Для их переоборудования только в США придется затратить 8,5 млрд. долларов. Плюс к этому, концерну придется заплатить 18 млрд. долларов штрафных санкций. Многие эксперты считают, что после этого Фольксваген вряд ли поднимется.
Реакция
Дальнейшая судьба Volkswagen Group малоинтересна. Гораздо важней то, что в связи со скандалом в США, разразился скандал в Европе. Да и как могло быть иначе? Если в США дорля дизельных авто составляет 1,8% то в Европе - 54%! К дизельным двигателям стали присматриваться более тщательно, стали проводить дополнительные анализы и выяснилось, что в реальных условиях эксплуатации буквально все дизели не соответствуют стандартам EURO5. А ведь с 2015 года действует следующий стандарт - EURO6. Как же так? Очень просто...
Омологация
Это тестирование автомобиля на соответствие тем или иным стандартам, в данном случае - Евро 6. Для количественного определения вредных выбросов, автомобиль устанавливают на динамотметрический стенд, заводят и прогоняют по некоему циклу, который иммитирует "реальную" поездку. В Европе принят тестовый цикл NEDC.
Основная проблема состоит в том, что NEDC характеризуется очень медленными ускорениями, низкой динамикой и небольшими скоростями. Так например, в цикле NEDC всего несколько секунд езды со скоростью 120 км/ч. Не удивительно, что практически все автомобили показывают высокую топливную эффективность и экологичность. Европейцы долго радовались за своих автопроизводителей и покупали дизельные машины, считая их экологически чистыми. Однако внезапно поняли, что их обманывают и реальность совсем другая.
Был разработан новый проект ARTEMIS, приведший к разработке нового тестового цикла - CADC. Этот цикл намного лучше отражает реальный трафик, характеризуется гораздо более высокой динамикой, включает в себя сильные ускорения, торможения, скорости до 130 км/ч.
На графике представлены выбросы оксидов азота. Видно, что согласно циклу NEDC дизельный автомобиль соответствует нормам Евро 6 и выбрасывает NOx 0,08 г/км. тогда как в цикле CADC он же выбрасывает 0,58 г/км. Что в 7,25 раза выше нормы! Для бензинового двигателя ситуация другая...
Дизельная реальность
Первыми всполошились французы. Дело в том, что в марте 2015 г. уровни загрязнения воздуха в Париже превысили уровни загрязнения в Пекине. Париж временно стал самым грязным городом мира. Так слой сажи на Триумфальной арке оказался в 1,5 раза толще, чем год назад. Этого не видно с близкого расстояния, однако этот факт был подтвержден экологами. Надо было что-то делать.
И Франция сделала, полностью запретив эксплуатацию дизельных авто в центре Парижа. Более того 27 сентября 2015 г. в Париже был учрежден безавтомобильный день! Исключение сделали только для такси.
Результаты эксперимента шокировали публику. Парижане задышали чистым, прозрачным воздухом, увидели голубое небо. Сразу родился план полностью запретить дизельные легковые автомобили, оставив дизели лишь для малотоннажного грузового транспорта. Это сокрушительный удар по автопроизводителям!
Но на этом процесс не остановился. Теперь уже Англия ратует за принятие более жестких экологических норм. И не удивительно, достаточно посмотреть на график распределения уровней диоксида азота по европейским столицам:
Видно, что практически везде уровень загрязнения выше нормы. Понятно, что Европа начнет бороться с этим самым решительным образом. Как?
Бездизельное будущее
Во-первых, официально примут CADC испытательный цикл. Во-вторых, запретят тюнинг выхлопных систем автомобилей. И всё, дело в шляпе.
По мнению многих экспертов, этого достаточно, чтобы цены на легковые дизельные авто возросли, а их привлекательность - снизилась. Уже сейчас заметно изменение общественного мнения насчёт дизельных технологий. Не за горами официальная реакция - отмена льгот и дотаций, что приведет к еще более стремительному падению популярности дизеля.
Рынок уже реагирует - цены на акции BMW и Mercedess Benz поползли вниз. А ведь это те производители, которые делали ставку на развитие дизельных технологий, полагая, что всенародная любовь к дизелю - навсегда.
А что мы?
Нам остается дождаться потока дизельных авто со вторичного рынка Еропы. Цены обещают быть невысокими.