Однако, последние исследования ученых Эдинбургского Университета заставляют с еще большей тревогой относиться к обычной черной саже, также присутствующей в выхлопных газах.
Проблема возникла не на пустом месте. Медикам давно известно, что люди живущие вблизи крупных автомобильных трасс чаще болеют заболеваниями легких. В последние годы, однако, резко увеличился процент больных с сердечными и сосудистыми заболеваниями. В частности, такая картина сложилась в г. Эдинбург (Шотландия).
Оказалось, что виной тому - обычная сажа, выбрасываемая в воздух многочисленными дизельными двигателями. Это результат общегосударственной программы, стимулирующей продажи дизельных автомобилей. Понятно, что хотели как лучше, а получилось как всегда - сократили СО и СО2, увеличили выбросы сажи.
Чем же сажа так опасна? Вот слова ученых:
При оценке в клинике, мы обнаружили, что сосудистые расстройства связаны с вдыханием выхлопных газов, точнее, содержащихся в них частиц. Характер частиц, по-видимому, имеет решающее значение, так как воздействие наночастиц из чистого углерода не имело заметного влияния на здоровье испытуемых. Мы смогли продемонстрировать, что именно наночастицы из выхлопных газов вызывают сосудистые дисфункции и это связано с растворимыми и нерастворимыми веществами, присутствующими на их поверхности. Такие частицы называются - радикалами.
Они возникают внутри двигателя внутреннего сгорания в результате его работы. Несгоревшие углеводороды соединяются с окислами переходных металлов, которые добавляются к топливу для повышения эффективности, а за тем, оседают на поверхность частицы сажи. Так как температура внутри двигателя недостаточна для сгорания углеводородной оболочки, частица спокойно выбрасывается в атмосферу через выхлопную трубу. Величина частицы - меньше микрона.
Размер частиц, площадь поверхности, химическая активность являются важными факторами, определяющими воздействие на живые клетки организма. Так при вдыхании, наночастицы способны легко попасть в кровоток из-за того, что многие из химических соединений на поверхности этих частиц гидрофильные (растворимые в воде). Они легко могут диффундировать через плотные соединения в легочной интерстиции и оказаться в крови, т. е. начать оказывать прямое влияние на сосуды. В частности, некоторые органические соединения оседающие на поверхности частиц сажи являются химически активными и потенциально весьма опасными для здоровья человека.
Д-р Миллз и др.
Так что же делать владельцам дизельных, да и не только дизельных агрегатов? А вот что...
- Обратить пристальное внимание на качество дизельного топлива, бензина. ГОСТ оговаривает нормы по саже (зольность) в моторном топливе. Оно и понятно, задымление крупных городов, весь этот смог смотрятся не совсем прилично. Печное топливо - другое дело. Здесь зольность может быть на порядок выше и всё ничего - печи топят за городом. Какой уж тут ГОСТ?!
- Используя даже чистое топливо экологического класса ЕВРО-5 надо понимать, что концентрация сажи в салоне автомобиля всё равно выше в 4 раза.
- Если автомобиль - неизбежнось, то в загородном доме надо строже продумывать вентиляцию. Устанавливать же генератор в жилом доме - преступление. Нагревательный котел также следует изолировать от внутренних помещений.
- А главное - сделайте хорошую теплоизоляцию дома, тогда топлива потребуется на треть меньше. Это продлит жизнь на десяток лет...
К сожалению, мы еще долго не сможем избавиться от двигателей внутреннего сгорания и продукта их работы - сажи. Единственная альтернатива - электричество. Однако и в этом случае, от сажи избавиться не получится. Ведь электричество вырабатывается на электростанциях, которые сжигают уголь. А уголь - это и есть чистая сажа...