Оптимальные значения указаны в ГОСТ 305-82. Они фиксируются при +20С и составляют для арктических марок 830 кг/м3, зимних 840 кг/м3, летних 860 кг/м3. Это означает, что в одном литре ДТ присутствует 830/840/860 граммов горючего соответственно. В одном килограмме дизтоплива эталонное значение составляет 1,205/1,190/1,163 литров.
Как измерить плотность дизельного топлива
Для измерения плотности дизтоплива применяется ареометр. Прибор размещается в емкости с нефтепродуктом, что приводит к вытеснению из нее части жидкости. В соответствии с этим и рассчитывается удельный вес. Нередко ареометр применяется вместе с термометром, так как корректность измерения обеспечивается только при температуре +20С и отклонение даже на один градус недопустимо для точного расчета.
Если условия исследования не позволяют выполнить измерения строго при +20С применяется специальный коэффициент в 0,0007 г/см3 на каждый градус несоответствия эталонной температуре.
В случае отклонения в сторону понижения к универсальному параметру прибавляется произведение коэффициента и разницы градусов с эталоном. Если температура солярки выше выполняется вычитание произведения коэффициента и отклоняющегося значения температуры в градусах.
Оптимальная величина плотности указывает на отсутствие лишней влаги и тяжелых фракций углеводородов, замедляющих воспламенение горючего и повышающих его расход.
Как узнать плотность дизельного топлива?
Плотность дизеля определяется факторами окружающей среды и химического состава. Последний различается в зависимости от производителя, особенностей технологического процесса изготовления. В составе дизтоплива могут присутствовать различные присадки — ароматический углеводороды, циклоалканы, алканы и др. Присутствие воды и иных контаминантов также влияет на параметры плотности солярки.
Этот показатель определяется нормативными положениями ГОСТ по физико-химическим свойствам, среди которых помимо вязкости, объем серы и требования к удельному весу дизтоплива.
Для расчета величины применяется формула: p=m/v, где p плотность, m масса, а v объем.
Как самостоятельно проверить плотность дизеля?
Чтобы точно знать, что качество горючего на высоте и проблем с запуском двигателя не будет владельцы дизельных автомобилей приобретают его на проверенных АЗС. При появлении сомнений в соответствии топлива стандартам можно провести самостоятельную проверку. Существует несколько способов:
- Осмотр заправочного пистолета. Признаком качества выступает сохранение капельками горючего жидкого состояния без видимого загустения.
- Разлив небольшого объема ДТ на стальную поверхность при отрицательной температуре. После этого нужно оценить горючее на предмет помутнения и растекаемости. Если оно начинает становиться мутным, густеет и застывает качество низкое, так как зимний дизель сохраняет текучесть до -40С.
- Проверка в теплом помещении при температуре +20С. Самый точный способ, но наиболее сложный. После того, как показатели воздуха и ДТ станут идентичными посредством ареометра определяется удельный вес топлива. Полученный результат сопоставляется с нормативными требованиями ГОСТ.
- Использование графика зависимости. Отдельные поставщики составляют такие графики, где наглядно видна связь температуры и плотности. Любой автовладелец может примерно определить интересующий показатель с помощью математической зависимости, зная температуру.
- Средние показатели. Если вышеназванные способы недоступны можно использовать усредненные значения, прописанные в сопроводительных документах. При этом стоит помнить, что возможны отклонения от эталона из-за состава и внешних условий.
Плотность зимнего дизтоплива
Бензиновые моторы можно эксплуатировать круглый год на одном и том же горючем. Иное дело дизель. Кристаллизация парафинов делает непригодным использование летней солярки зимой. Из-за этого резко возрастает вязкость дизтоплива, которое превращается в гелеподобную субстанцию. В результате двигатель запускается с большим трудом или вовсе не может завестись.
Проблема решается применением зимней или арктической солярки, в составе которой незначительное количество циклопарафинов. Они позволяют эксплуатировать авто в мороз до -30С-40С и -50С-55С соответственно.
Плотность зимнего дизельного топлива определяется его классом. Должные эталонные значения указаны в ГОСТ 32511-2013. Для первого класса они составляют 800-845 кг/м3, для второго-четвертого классов 800-840 кг/м3.
Плотность летнего дизельного топлива
ГОСТ 305-82 (соответствует международному стандарту Euro-5 регламентирует значение для летней солярки до 860 кг/м3. Показатель близок к идеальному и относятся к высококачественному горючему. При наличии большого объема присадок с тяжелыми взвесями значение удельного веса повышается.
Плотность летнего дизельного топлива выше в сравнении с зимними марками. В его составе содержится больше керосино-газойлевых углеводородов и парафинов. Эти вещества во время сгорания выделяют энергию, чье количество прямо пропорционально показателю плотности дизеля.
После наступления холодов парафины начинают кристаллизоваться, что вызывает увеличение удельного веса. Одновременно повышается вязкость и густота — в результате солярка превращается в гель.
Топливо для летнего сезона плотнее и выделяет больший объем тепловой энергии, поэтому для обеспечения необходимого уровня мощности мотора требуется меньшее количество дизеля.
Как связаны плотность, топливный расход и эксплуатация
Плотность топлива непосредственно определяет реологические характеристики дизеля. Высокие показатели приводят к увеличению вязкости, сильно зависящей от температуры. При ее повышении текучесть горючего растет.
Подвижность оказывает влияние на работу мотора — распыление, фильтрацию, прокачку через подающие патрубки. Уменьшение вязкости вызывает просачивание ДТ в зазоры топливного насоса, что снижает его подачу. Возникает риск прогорания головки поршня и серьезных неполадок силовой установки. Густой дизель не проходит через фильтры, что значительно ухудшает запуск.
Удельный вес определяет теплотворные свойства солярки. Чем они выше, тем больший объем тепловой энергии высвобождается в процессе сгорания, что увеличивает КПД мотора. Плотность ДТ влияет на максимальную температуру эксплуатации. Она зависит от показателей температуры помутнения — при ее достижении в дизеле появляются твердые компоненты. Использование солярки, чья густота превышает оптимальные параметры нередко приводит к фатальным деформациям топливного насоса и магистралей.