Тут есть над чем задуматься, ведь стандартные хранилища нефтепродуктов не предназначены для долгого их хранения. Например, где-нибудь на стройке. Привезли тонну топлива сегодня, а через два-три дня оно уже кончилось. В загородном коттедже всё не так...
Кроме того, строительные организации не закапывают топливные танки в землю и не обустраивают долговременного хранилища. Вся техника у них мобильная. Привез топливный танк на объект, поработал полгода, увез оборудование с объекта. Никаких тебе требований пожарной безопасности. Всё временное. Такова специфика строительной отрасли.
В коттедже дело обстоит по-другому. Важно не только обеспечить сохранность топлива зимой и летом, необходимо также соблюсти пожарные и экологические нормы. И, если с противопожарной безопасностью всё более или менее понятно, то с экологией - не совсем. Действительно, какое отношение имеет экология к хранению топлива?
Экологические нормы
Можем обрадовать частных владельцев. Никаких Государственных норм для них нет. Однако, следует знать, что утечка любого жидкого топлива из резервуара для хранения приведет к серьезному отравлению почвы и подповерхностных вод. Это приведет к тому, что все растения на участке погибнут. Даже трава! Из-за постоянных ядовитых испарений, жить на таком участке станет проблематично.
Проблема усугубляется тем, что очистить почву от загрязнения топливом практически невозможно. Скорость диффузии топлива в почву весьма высока, а скорость саморазрушения не столь значительна. Надеяться, что топливо само куда-то "уйдет" может только весьма недалекий человек. Ведь типичный период восстановления экосистемы после такого загрязнения может составлять 20-30 лет!
Понятно, что продать такую землю в случае необходимости будет практически невозможно. Любой покупатель заметит экологический упадок, учует запах топлива. Никакая экологическая экспертиза не убедит его в обратном.
Самое простое - обеспечить надежное хранение топлива, полностью исключив возможность его утечки в окружающую среду.
Это не так сложно, как может показаться. Весь секрет в правильном выборе резервуара для хранения и обеспечения условий эксплуатации этого самого резервуара.
Емкости для хранения (резервуары)
Главное на что следует обратить внимание - емкость для хранения топлива должна быть именно для топлива, а не для воды. Также следует избегать дешевых емкостей из стали. Они быстро ржавеют и приходят в негодность. Исключение - емкости из нержавеющей стали. Это пожалуй самый лучший вариант, однако и самый дорогой.
Вполне приемлемый вариант - емкости из пластика. Они недороги и долговечны, выпускаются множеством производителей. Следует выбирать емкость с наиболее толстыми стенками.
Форма резервуара не имеет принципиального значения. Однако, следует учитывать, что закапывать в землю лучше цилиндрические емкости похожие на цистерны. Если топливо предполагается хранить в каком-нибудь строении, лучше использовать прямоугольную, кубическую форму.
Место хранения
Что касается места для резервуара, то тут идут нескончаемые споры. И каждый вариант может показаться лучше альтернативного. Мы воздержимся от оценок, определим лишь сильные и слабые стороны каждого тз них. Итак:
- На участке под землей
Неплохой вариант, безопасный с пожарной точки зрения, занимающий минимум полезной площади. Даже очень вместительная емкость выглядит как перевернутое пластиковое ведро в котором располагаются терминалы - горловина для заправки емкости, топливопровод, клапан. Сам резервуар находится под землей. Минус в том, что зимой топливопровод может замерзнуть, да и обслуживать такую емкость практически невозможно. Впрочем, при современных сроках эксплуатации в 7-10 лет, такие емкости можно считать разовыми.
С точки зрения экологии, этот вариант совсем небезопасный. Утечку из подземной емкости обнаружить практически невозможно. Одновременно, под землей температура никогда не опускается до минусовых значений, а значит можно использовать летнее, наиболее чистое дизтопливо круглогодично. Нужен лишь электрический подогрев топливопровода, что совсем просто и не накладно. - В отдельном стоении
Весьма затратный вариант. Однако, если у вас большое хозяйство: автомобили, аварийный генератор электроэнергии, мастерская в конце-концов, этот вариант лучше всего. Он безопасен с экологической и пожарной точки зрения: емкость легко обслуживать, легко обнаружить и локализовать любую утечку. Можно даже организовать собственную АЗС. При этом, топливопровод, ведущий к основному строению всё равно придется утеплять. Но и выхлопные газы никогда не попадут в жилую зону... - В доме
Спорный вариант, приемлемый только если у вас один единственный обогревательный котел, работающий на дизельном топливе, а дом построен из негорючих материалов. В доме из бруса этот вариант небезопасен. Дело в том, что обычно котельная как-бы отделена от дома. Она имеет свой вход, свою систему вентиляции. Всё должно быть сделано из негорючих материалов. И всё равно опасность возгорания сохраняется. Кроме того, часто бывает сложно обеспечить подъезд спецтехники (бензовоза) к такой котельной для заправки резервуара.
Плюсы этого варианта - легкость обслуживания системы и возможность использования только летнего дизельного топлива. Одновременно, система лишена расширяемости. Тарахтящий генератор в дом уже не поставишь, да и заправочный пистолет с насосом на стене дома будет выглядеть как-то неуместно...
Вот мы и обсудили в кратце все возможности хранения топлива на загородном участке. Других вариантов пока не придумано. Выбирать вам.
Одно можно сказать точно, в теплых странах люди предпочитают обустраивать подземные хранилища. Так например поступают в США. Это часто приводит к большим неприятностям. Дело в том, что в США действуют очень строгие экологические нормы и продажа недвижимости без экологического сертификата просто немыслима. Любая утечка топлива - катастрофа.
На севере, в Скандинавии строят отдельные генераторные, где и располагаются топливные емкости, электрогенераторы и т.п. В России в приполярных регионах поступают сходным образом. Вот например типичное строение.