Дизельное топливо. Практика хранения

Дизельное топливо. Практика хранения

Настало время практического применения всех наших знаний. Сначала о качестве дизельного топлива. Как вообще должно выглядеть хорошее, чистое дизтопливо?

У авиаторов есть такой тест, называется "белый ковш". Перед тем, как заправить самолёт керосином, последний заливается в абсолютно белую емкость и визуально осматривается. Каков цвет керосина, прозрачность? Есть ли грязь, песок, иные включения? Если топливо прозрачное и чистое, дается разрешение на заправку судна. Тот же подход применим и к дизельному топливу.

Внешний вид дизельного топлива

Хороший дизель должен быть прозрачным со слабым желтовато-зелёным оттенком. В некоторых странах, поддерживающих международный стандарт ASTM моторное дизельное топливо красится в красный цвет, в России продается топливо без красителей. Это хорошо, ведь цвет может сказать о многом, например:

Топливо тёмное цвета чая или ещё темнее - в топливе много асфальтенов. Скорее всего вас обманули, продали смесь дизельного топлива и мазута. Если у вас старый дизельный трактор или Land Cruiser 80, ничего страшного нет. Асфальтены сгорят в двигателе, образуя черный дымный выхлоп. Неприятно, но пережить можно. Хуже, когда такое топливо залито в современный VW Tuareg или Land Rover Discovery 5 с системой анализа и очистки выхлопных газов. В этом случае вы рискуете никуда не поехать или налететь на замену катализатора.

Асфальтены - тяжелые компоненты нефти. Они чёрного цвета, хорошо растворяются и плохо поддаются фильтрации. Единственное средство избавиться от них - отстаивание. Это долгий процесс, возможный только при длительном хранении топлива. Вот так он протекает:

Изменение дизельного топлива в процессе отстаивания

После месяца хранения, на дне емкости образуется вязкий осадок чёрного цвета похожий на битум. Ниже него скапливается вода, которая ещё тяжелее. Постепенно в воде начинают развиваться вот такие красавцы:

Заражение дизельного топлива микроорганизмами

Это микроорганизмы. Первая фотография - микробы под микроскопом, вторая - биоплёнки. Последние способны забить не только любой фильтр, но и сливной патрубок топливного резервуара. Представили ремонтные работы? К счастью, микробактериальное заражение возникает не одномоментно, времени для очистки резервуара предостаточно. Однако, чтобы не упустить ситуацию необходимо прислушаться к рекомендациям ASTM International:

Выполнять слив осадка не реже одного раза в месяц!

Для упрощения слива осадка, топливный резервуар необходимо установить под небольшим углом изначально. При этом все загрязнения будут скапливаться только в одной стороне емкости. Откачать их станет намного проще.

Наклон топливного резервуара

Есть другой метод. Берем отрезок ПВХ трубы для электропроводки такой длины, чтобы хватило от вентиляционного отверстия до дна емкости и еще немного оставалось. Плотно закрываем один конец трубы большим пальцем и опускаем её вертикально к самому дну емкости, туда, где предположительно скапливается осадок. Отпускаем палец, а затем снова плотно зажимаем торец трубы. Быстро вынимаем трубу и сливаем содержимое в какую-нибудь емкость. Чёрная жижа на дне емкости это и есть загрязнения и донные отложения. Из чего они состоят? Это можно выяснить.

Понюхайте продукты слива. Пахнет топливом - асфальтены, тухлятиной - микробное заражение.

Тот же метод применим к отработанным фильтрам. Они чёрные и маслянистые, трудно разобраться в характере загрязнений. Понюхайте и всё станет ясно.

Сколько воды содержится в дизельном топливе? ГОСТ допускает 0,02% или 200 мл. на 1000 л. для топлива, отпускаемого с НПЗ. Однако, вода может накапливаться в транзитных резервуарах и при транспортировке. Она может быть в вашей собственной емкости для хранения топлива. Практика показывает, что воды в дизельном топливе значительно больше 200 мл на куб.

Еще один фактор влияющий на рост бактерий - температура. Чем она ниже - тем лучше. Поэтому, если предполагается надземное хранение, покрасьте емкость в белый цвет для меньшего нагревания. Для подземного хранилища эта проблема отсутствует.

Следите также за вентиляционным каналом, чтобы в него не могли попасть дождь и пыль. Лучше всего заткнуть вентиляцию поролоном (только проследите, чтобы он не упал внутрь).

Радикальное средство борьбы за чистоту топлива - применение рециркуляционного насоса с фильтром.

Зачем всё это?

Ответ прост - для снижения расходов и продления моторного ресурса дизельной техники. Грязь в топливе приводит к падению мощности, коррозии двигателя, образованию смолянистых отложений. Кроме того, забивая топливные фильтры, она увеличивает их гидродинамическое сопротивление. ТНВД приходится работать в перегруженном режиме, что вызывает его нагрев и скорейший выход из строя. А ведь ТНВД - очень дорогая деталь.

Спросите у опытных дизелистов - железнодорожников или дальнобойщиков. Они уверены, что все проблемы начинаются с бензобака!