Перспективы развития автотранспорта в Европе и мире

Перспективы развития автотранспорта в Европе и мире

Однако многие полагают, что всё это удел отдельных энтузиастов и происходит вдали от крупных автопроизводителей. Отчасти этому заблуждению способствуют "свободные" СМИ, которые наперегонки показывают бородатых гиков с их трехколесными электрическими шедеврами, называемыми электромобилями. Но что же происходит на самом деле, как далеко зашла "электрификация" автотранспорта и насколько это серьезно?

Сразу следует сказать, что топливодобывающие и топливоперерабатывающие компании делают всё возможное, чтобы затормозить процесс электрификации авторанспорта. И это понятно, ведь электифицированный автотранспорт изменит их бизнес, сократит или даже убъет его. Автопроизводители также не рвутся в бой. Зачем тратить огромные средства на разработку электромобиля?

Тем не менее прогресс не остановить. Понимая это, к примеру, Мерседес Бенц потратил около 10 млрд. евро в 2017 году на разработку электромобилей тогда, как на усовершенствование своих дизельных двигателей было потрачено лишь 3 млрд. Это так, для сравнения...

Есть еще один решающий фактор - законодательство. Так за последние годы оно всё время ужесточается по отношению к автомобилям на ДВС. Растут требования к составу выхлопных газов, причем не только в Европе и США, но во всем мире. Причем законодательные требования относятся не только к автопроизводителям и дилерам, но и к конечным потребителям - автовладельцам. Так, Лондон в 2017 году принял ряд защитных мер против дизельных автомобилей, выпущенных до 2006 года. Теперь, согласно новому регламенту T-Charge, дизели не соответствующие стандарту Евро-4 будут платить 10 фунтов стерлингов в день за токсичность. Регламент вступает в силу с 23 октября 2017 года.

И это не конец! С апреля 2019 года вступит в действие новый регламент - ULEZ, согласно которому владельцы автомобилей новейшего стандарта Евро-6 должны будут запрлатить 12,5 фунтов стерлингов в день при езде по городу. Туда же попадут бензиновые авто, выпущенные до 2006 года. Избегут репрессий дизельные автомобили, выпущенные после сентября 2015 года.

Это Лондон, но некоторые английские города пошли еще дальше. Так Оксфорд с 2019 года полностью запретит въезд в город автотранспорта с ДВС.

Лондон

Германия вообще хочет запретить продажу бензиновых и дизельных автомобилей до 2030 или 2040 года. Встречаются и более радикальные сроки - до 2025 года. Всё это явилось реакцией на бесконечные обманы со стороны автопроизводящих компаний, например последний скандал с Volkswagen. Политики также считают, что многим немцам приходится жить в городах, страдающих от выхлопных газов. Например в Мюнхене более половины "страдающих" жителей вообще не имеют автомобиля. В Берлине примерно такая же ситуация.

Северная Европа движется в светлое "электрическое" будущее еще быстрее. Так Норвегия собирается полностью запретить дизельные и бензиновые автомобили к 2025 году. Есть оговорка, запрет коснется автомобилей с одним двигателем внутреннего сгорания, гибриды будут иметь право на жизнь.

Всё это больше похоже на сказку. Казалось бы автопром должен единым фронтом встать на борьбу с экологами. Отнюдь. Так, например Вольво заявила, что все выпущенные этим концерном автомобили будут иметь электрический привод начиная с 2019 года. БМВ, Мерседес, Опель уже имеют полноценные гибриды или чистые электромобили в своем ассортименте. По сути, автопроизводители хорошо подготовились к переменам.

Зарядник для электромобиля

Подобные новации рождают массу проблем. Например, что делать с традиционными автомобилями? Куда их девать? Что будет с бензозаправочными станциями и их владельцами? Все эти вопросы требуют ответов, но пока их нет. Однако, правительства ряда европейских стран уже сегодня стимулируют продажу и производство электромобилей, строительство электрозаправок. Так, в Норвегия электромобили освобождены от 25% НДС и дорожных сборов. В Великобритании также обнулили дорожные сборы для электромобилей, а для ДВС наоборот - увеличили. И так практически везде в Европе.

Но Европа не является крупнейшим автомобильным рынком, её опережает США. Но и они не дотягивают до китайского рынка. Вот картинка на которой приведены графики ежегодных продаж автомобилей в США и Китае (в млн. штук):

Продажи автомобилей в США и Китае по годам

Заметим, что Китай оставил далеко позади и США и Европу. При таком огромном рынке Китай просто не может позволить себе развивать и эксплуатировать автотранспорт с ДВС. И действительно, продажи электромобилей в Китае растут опережающими темпами. На 2017 год, Китай является самым крупным покупателем и производителем электромобилей в мире. И дальше эта тенденция будет только нарастать.

Косвенным подтверждением перспективности китайского рынка явился тот факт, что Илон Маск договорился с властями Шанхая о строительстве собственного завода Tesla Motors. Это будет первый иностранный производитель электрических автомобилей в Китае. Маск планирует выпускать целую линейку электрокаров во главе с Tesla Model S.

Во что Wall Street Journal написала по этому поводу:

Китайский рынок электромобилей уже является крупнейшим в мире и, как ожидается, будет продолжать расти быстрыми темпами, тем более, что правительство планирует потребовать, чтобы продажи всех автопроизводителей включали определенный процент электромобилей с 2019 года. Пекин также рассматривает планы по запрещению автомобилей на ДВС, следуя примеру Франции и Великобритании о запрете продаж таких автомобилей с 2040 года для ограничения выбросов.

Вот такие дела творятся в мире. А что же ждет нас, здесь в России?

Конечно говорить о какой-то "электрификации" не приходится. Нефтяные бароны прочно держат ситуацию под контролем. Они конечно же будут всеми силами сопротивляться распространению новых технологий. Впрочем, их доходы резко упадут из-за падения спроса на нефть и моторное топливо. Следует учесть, что Европа - это основной рынок, куда экспортируется российская нефть. Но есть и кое-что положительное для простого народа - это резкое падение цен на вторичном рынке. Понятно, что Россия еще долго не сможет создать собственного нормального автомобиля и будут продолжать оставаться огромным рынком для европейских подержаных автомобилей.

Что же касается дизельного топлива и вообще дизельных технологий, то они уже потеряли ауру экологичности в общественном сознании Европы и больше не пользуются поддержкой властей. Почти во всех европейских странах дотации на покупку дизельных авто в 2016-2017 годах были отменены или даже увеличены, продажи сократились. При этом, дизельное топливо начало дешеветь, что похоже на попытку нефтеперерабатывающих компаний запрыгнуть в последний вагон. Дело дошло даже до того, что в Великобритании было объявлено о закрытии почти всех НПЗ из-за низкой рентабельности.